Второе пришествие политтехнологов

Читаю в журнале «Деньги» обзор профессий, которые становятся более востребованными в кризис: айтишники, работники фарминдустрии, юристы по санкциям… Странно, почему-то не вижу в списке своего брата политического пиарщика. Это явное упущение. На самом деле это как раз и есть одно из преимуществ нашей профессии – «противоударность»: именно в периоды кризисов, когда любой спрос вообще-то скукоживается, спрос на услуги политтехнологов растет.
И понятно почему: когда центральная власть начинает шататься, выборы, наконец, утрачивают свой ритуальный характер – для людей открываются возможности не только в них участвовать, но и побеждать. В кризис для бизнеса связь с государством, возможность влиять на госструктуры превращается из бонуса в способ выжить – так как зачастую только в бюджете еще остаются какие-то деньги. То есть тут уже ищут себе мандаты депутата или еще какого выборного лица не для «блезиру» и не для понтов, не для какой-то там «неприкосновенности» (которой все равно на самом деле нет), а для того, чтобы как минимум сохранить свое место в «пищевой цепочке».

Все это происходит на фоне возрождения интереса населения – не столько даже к самим выборам, сколько вообще к «власти», а также к идее о ее «сменяемости». За пресловутую «Стабильность» хорошо выступать в сытые годы; если же речь идет о стабильном сокращении доходов, стабильном росте поборов и стабильном повышении цен – то у такой стабильности сторонников гораздо меньше, чем, может быть, хотелось бы «Единой России».

И это я говорю пока только о самой что ни на есть меркантильной и материальной мотивации для участия в выборах; а есть, безусловно, и вполне себе патриотические мотивации типа «Оттащить страну от края пропасти, в которую она загоняется действующей властью»; и даже одержимые сей благородной миссией, если они еще сохраняют контакт с реальностью, тоже нуждаются в помощи профессионалов для того, чтобы собрать необходимые голоса.

Ситуация, когда в многочисленные выборы разных уровней стремительно возвращается некогда утраченный смысл, усложняется к тому ж чрезвычайным дефицитом грамотных «специалистов по выборам». Прикол ведь в том, что в стране их практически не осталось – «иных уж нет, а те далече…» Какие раньше гремели конторы! Никколо М, ЦПТ, сибирский «Контакт» (не путать с «Вконтактом», это не то!), ФЭП, «Пропаганда»… Эх! Где это всё? На рынке остались мы да «Пропаганда». Смешно.

Есть, конечно, светлые энтузиасты, которые к тому же обещают сделать все в лучшем виде и вообще без денег. Среди них есть достойные фигуры, не спорю – я, например, очень ценю Максима Каца и всегда говорил, что у него есть все данные, чтобы вырасти со временем в отличного политтехнолога. Но в целом мы все видели «плоды трудов» этих «общественных политтехнологов» - на выборах в МГД, в Калужской и Костромской областях в прошлом году… Скажем откровенно – впечатлили не особо. Все-таки напор и энтузиазм отнюдь не всегда компенсируют отсутствие опыта и понимания азов профессии (тут грех не вспомнить потешную фигуру «главного технолога оппозиции» Л.Волкова).

Словом, всех нас ждут горячие деньки (чуть не ошибся, написав вместо «к» «г»). Сужу по своей конторе, где портфель заказов уже практически сформирован на весь год (и это в январе!)

Знаю-знаю – теперь политтехнологов обвинят в стервятничестве, наживаются, мол, на горе народном. У меня, однако, другой взгляд на это дело. Просто так складывается, что чем меньше на Руси становится нефтегазовой халявы – тем больше она делается похожа на нормальную страну с нормальной политической жизнью. Кто-то добавит – «на нормальную НИЩУЮ страну»… Ну, не знаю. Не уверен. Ведь главное – это человеческий капитал, не так ли? А не какая-то жижа, бьющая из земли??

Живые подлинные выборы – это «холодная» гражданская война. И это единственный шанс избежать горячей гражданской. Соседка Украина – отличный пример того, как не надо. Надо бы урок усвоить.

Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.