"Скорая помощь" отмирает

В Минздраве планируют отдать службу скорой медпомощи на аутсорс частным компаниям. Пилотные проекты, как сообщают в ведомстве, показали хорошие результаты.

В соответствии с поручением президента Минздрав и Минэкономразвития должны к 10 июня закончить "анализ бизнес-моделей проектов по передаче функций по предоставлению транспортных и иных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи", а ещё через 10 дней предоставить рекомендации по внесению необходимых изменений в нормативную базу, регулирующую оказание скорой медицинской помощи, "включая установление мер ответственности за нарушение требований, предъявляемых к оказанию такой помощи, а также к автомобилям скорой медицинской помощи, в случаях передачи функций по предоставлению транспортных услуг негосударственным организациям".

В ведомстве отмечают, что речь идёт не о полной отдаче "скорой" в частные руки, а только о транспортном обслуживании этой службы: если сейчас все автомобили "скорой помощи" находятся на балансе государства и водители входят в штат медучреждений, то новая схема предполагает заключение договоров с частными компаниями, которые будут предоставлять свой транспорт и своих водителей. Это позволит высвободить средства, которые ранее тратились на топливо, а также на содержание и ремонт автомобилей, и направить их на нужды здравоохранения — за исключением сумм, которые будут уплачены за услуги этих частных компаний.

Представители Минздрава уточняют, что эта нициатива появилась не "на пустом месте", пилотные проекты в тестовом режиме запущены в нескольких регионах. И везде они дают результат. Например, в Кирове в 2013 году были заключены договора с двумя компаниями, каждая из которых предоставила городской станции скорой помощи 19 новых машин с водителями и оборудованием, проработавших 3 года. По результатам этой работы в декабре прошлого года заключили три новых контракта уже на 5 лет. Общая сумма контрактов составила 624 миллиона рублей, средняя стоимость транспортных услуг — 320 рублей в час (включая обслуживание автомобилей, топливо и зарплаты водителей). Как сообщили в региональном минздраве, это дало существенную экономию: "Кроме того, сама скорая сосредотачивается на оказании медицинской помощи и персоналу нет нужды заботиться о транспортных проблемах." Главврач станции скорой помощи Сергей Одношивкин перечислил плюсы новой схемы: "Одномоментно получено полное обновление автопарка, исчезла необходимость его техобслуживания, кроме того, реализация проекта позволила избежать проблем с комплектованием водителями."

В Чувашии также довольны результатами аналогичного проекта: начиная с 2013 года удалось обновить 85% автопарка "скорой помощи", заменив старые автомобили новыми, оборудованными современной аппаратурой. Это позволило сократить время прибытия к пациенту на 1,5 минуты.

Директор НИИ Минфина Владимир Назаров считает, что подобная схема повысит эффективность работы "скорой": "Пилотные проекты российских регионов подтверждают, что передача частным учреждениям немедицинской части медуслуг позволяет оказывать их более эффективно. В данном случае, например, потому, что частные компании не будут заниматься сливом бензина."

В общем, вроде бы сплошные плюсы. Но не везде они однозначны. Например, в Волгоградской области, по сообщениям местных СМИ, конкурс на предоставление транспортных услуг службе "03" выиграла новая компания, предложившая контракт стоимостью 1,545 млрд рублей. В то же время заявку второго участника, компании из Перми "Феникс-Менеджмент", на счету которой успешно реализованные аналогичные проекты в нескольких регионах России, отклонили по формальным основаниям, хотя там была указана стоимость 1,478 млрд рублей, т.е. на 67 миллионов дешевле. Причём стоимость аренды автомобилей у пермской компании была 265 рублей в час — в 5 раз ниже,чем у компании-победителя. По словам волгоградских источников, пока эта история не закончена и контракт с победителем конкурса не подписан.

Так что сама по себе идея вроде бы неплохая. Но тут необходимо строго прописать и процедуру определения компаний, которые могут оказывать транспортные услуги "скорой", и требования к ним, и их ответственность. И, конечно, строго отслеживать ход конкурсов — во избежание повторения волгоградской истории.

Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.