Мы пойдем своим питьем

Утром 1 января 2010 года большинство россиян ждет сюрприз: самая дешевая водка в магазинах будет стоить не менее 89 рублей за поллитровку. Чиновниками «Росалкогольрегулирования» это преподносится как ключевая мера проводимой антиалкогольной кампании

Сама кампания стала набирать обороты в августе 2009 года, когда Президент Дмитрий Медведев провел совещание по снижению потребления алкоголя в стране. «Алкоголизм приобрел характер национального бедствия» - взгрустнул тогда глава государства.

В течении осени большинство регионов РФ представили в федеральный центр предложения из разряда «Как нам отрезвить Россию?» Так, члены Общественной палаты Удмуртской республики предложили включить пиво и коктейли в перечень алкогольной продукции ,что позволит более эффективно бороться с «пивным алкоголизмом». Парламентарии Татарстана потребовали ввести уголовную ответственность за продажу алкоголя лицам не достигшим 18 лет и карать провинившегося не административным штрафом, а лишением свободы. Среди других идей от регионов были: тотальный запрет рекламы спиртного, введение временных рамок на продажу водки, как в советское время, скажем — только с 11. 00 до 17.00. Наконец, введение госмонополии.

Топор вместо лобзика

Впрочем, из всего спектра предложенных мер, каждая из которых по своему полезна, в жизнь с января 2010 года воплощается одна, проверенная: повышение минимальной цены на поллитровую бутылку. Это, по мнению специалистов «Росалкогольрегулирования», поставит крест на рынке дешевого, нелегального «палева», позволит потеснить с рынка теневую продукцию, доля которой в настоящее время оценивается в 30-50% (кстати, падение легального производства водки за январь-октябрь этого года к аналогичному периоду 2008 года составило 13%). Россияне, предположительно, будут пить реже — раз, более качественный продукт — два. Государство, в свою очередь, соберет больше акцизов — три.

Тут уместно вспомнить старый анекдот. Во время очередного повышения цены на водку кроха-сын к отцу пришел: «Папа ты будешь меньше пить?» - «Нет, сынок, ты будешь меньше есть!» Эффективность выработанной в недрах «Росалкогольрегулирования» меры вызывает большие сомнения. Похоже, чиновникам так и не удалось отделить мух от котлеты, котлету от тарелки, а тарелку от стола.

Начнем с того, что соотношения «цена-качество» и «легально-нелегально» на алкогольном рынке очень условные. Поддельная водка, некачественная водка, дешевая водка и безакцизная (нелегальная) водка — это четыре разных категории товара, которые желательно, что называется, не смешивать. От какой именно водки нас собираются избавить с 1-го января 2010 года?

От безакцизной (нелегальной)?

Лучше всего по этому поводу сказал заместитель председателя комитета Государственной Думы по охране здоровья, академик Российской академии медицинских наук Николай Герасименко: «Я сомневаюсь, что минимальная цена приведёт к снижению объемов безакцизной водки. Во-первых, никто и сейчас не мешает заниматься контролем. Ведь разница легальной и нелегальной водки в чем? На нелегальной водке нет акциза, но она производится на тех же заводах, в другую смену, в обход основного потока. Теперь нелегальная водка просто возрастёт в цене. Вместо 50 рублей она станет стоить 89 рублей».

От некачественной?

Явное попадание в «молоко». Некачественную водку могут выпускать не только Северокавказские мини-заводы, но и крупные российские алкогольные концерны. Бренд известного производителя, облепленный штрихкодами и акцизами, в иных случаях может оказаться гаже самогона, так как качество водки зависит от качества поставленного на завод спирта.

От поддельной?

Поддельная (контрафактная) водка редко стоит ниже 100-150 рублей за 0,5 литра, ибо бутлегеры подделывают именно раскрученные бренды средней ценовой категории. Спирт бутлегеры и концерны черпают из одного корыта: его подпольный оборот более развит, чем оборот водки.

От дешевой?

В этом случае повышение цены весьма эффективный рычаг. Однако рычаг не борьбы с алкоголизацией, а борьбы за казну. За собираемость высоких налогов. Поэтому не надо оплетать его словесными кружевами про здоровье граждан страны. По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, в 2010 году покупать «легальный» алкоголь (стоимостью выше 89 рублей) смогут люди с доходом не ниже 7 тыс. рублей в месяц. В России до этой планки не дотягивают 50 млн. человек. Практика показывает, что с исчезновением недорогой водки ее нишу моментально займут спиртосодержащие технические жидкости, которые во стократ опаснее для здоровья.

Словом, увеличение цены на крепкий алкоголь — не более чем ведомственная кампания по сбору акцизов. Возможно, в течении 2010 года Правительство РФ предпримет и другие, более продуманные шаги, учитывающие предложения регионов и рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Кстати

Как сложились 89 рублей за бутылку? Себестоимость бутылки водки с учётом спирта, этикетки, бутылки — 17-18 рублей. Еще 38 рублей государство отбирает в виде акциза. Плюс около 10 рублей производитель платит в виде НДС, плюс 1,5 рубля стоит акцизная марка. За ворота завода легально произведенная водка не может выйти по цене ниже 65 рублей. Если к этому прибавить минимальную процентную накрутку оптовиков и розничной сети, получим искомые 89 рублей.

Большинство людей могло бы сберечь свое здоровье не только путем отказа от "зеленого змия", но и за счет использования фитомодулей. Фитомодули - это комплекс растений, который каждый из нас может выращивать у себя дома. Растения помогают обеззараживать воздух, защищать нас от шума и стресса и даже лечить. Например, азалия лечит от похмелья.

Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.