Встреча в клубе Канта

Рис. Яцека Йерки
Пришёл с очередной "морозовской встречи" клуба им. И. Канта. Обсуждался модернизационный доклад консерватора М.Ремезова и с-дэка И. Пономарёва. Выступления собравшихся были в духе философского диспута. Много было ссылок на Хабермаса, К.Шмитта и прочих философов. Я высказал мысль, что все эти философско-политические разговоры большинства собравшихся - в пустоту. Как в пустоту и модернизационные идеи снизу.

Я рассказал, что история и тем более политика России является отражением флуктуаций глобальной экономики. Начало этому было положено примерно с XIV века - с поставок рабов, пушнины и лиственницы на мировой рынок. Позже Россия ещё и получила возможность совсем увязнуть в "международном разделении труда", когда стала торговать не только сырьём, но и "пушечным мясом" (когда её армии нанимали метрополии для решения тех или иных задач).

Поэтому совершенно бессмысленно не только собравшимся в "Транзите", но и прочим людям, не включённым в систему высшей власти (суперолигархат) или в ближнюю обслугу олигархата, делать попытки "модернизации снизу", включая доклады М. Ремезова и И. Пономарёва.

На протяжении примерно 700 последних лет для таких людей в России существует только одна возможность включиться в систему - "копить злобу". Опять же сказал собравшимся, что не стоит изобретать велосипед, в т.ч. аппелировать к Хабермасу, К.Шмитту и пр. Всё гораздо проще: надо смотреть на практику начала 1900-х годов.

Эта практика показывает, что оппозиции (как системной, так и внесистемной) надо открывать в регионах политико-общественные кружки, где кроме обсуждения по пятницам (субботам) Маркса, Гегеля, Фихте и т.п. ещё и заниматься "малыми делами" - по аналогии с тем временем: общества трезвости, футбольные клубы, кружки по ликвидации безграмотности и т.п. Т.е. если совсем в лоб: М.Ремизов, И.Пономарёв и многие другие собравшиеся вместо болтовни в пустоту по пятницам (субботам) должны приезжать, условно говоря, в Люблино или Тушино и учить детей читать, а окрестных мужиков завлекать рукомеслом, как альтернативой пьянке.

Ну и главная задача, ради которой надо ездить в Люблино и С.Тушино, обсуждать Хабермаса и К.Шмитта, - это ожидание, когда мировая экономика будет в упадке, т.е. по нынешним меркам: цена на нефть упадёт до 20, а то и 10 долларов за баррель. Тогда и власть упадёт к их ногам, и надо её брать голубушку (что и сделали большевики и левые эсеры в 1917-м).

Я так и сказал собравшимся там философам: если бы нефть в течение этого года была $10-20 за баррель, то никакого Путина и Медведева вообще не было бы, а М.Ремизову и И.Пономарёву незачем было писать свой доклад. Возможно, даже электричества и тепла в Москве не было бы.

Ещё одна моя ремарка докладчикам - это их ставка на консерватизм. Они свято уверены, что именно на основе консерватизма надо строить национально-буржуазную Россию (по примеру прибалтийских государств). На что я им привёл пример: все попытки до этого строительства национально-буржуазной России были предприняты на основе социализма. Наиболее близкий к нам пример - Локотская респуьлика в 1941-43 годах, где основателем Народной социалистической партии России и самой республики был левый эсер Воскобойник, а после его смерти - троцкист Каминский.

Наконец, ещё одно моё замечание собравшиимя - это их социологическая ошибка сравнения России с Европой и тем более США. Наиболее близкий нам аналог - это Турция и Мексика, где почти год в год были скопированы происходящие и в России процессы (вплоть до революций в трёх странах, а в случае с Мексикой - так ещё и почти одновременным заселением её инородческой элитой).


Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.