Почему упали самолеты?

Опубликован доклад комиссии, расследовавшей причину аварии под Петрозаводском. Из него следует, что во всем был виноват экипаж. Штурман был пьян, летчики послушались его уверения, что он сможет в густой туман визуально сориентироваться и выведет самолет на посадочную полосу. Как было сказано в докладе, командир экипажа стал слушать команды штурмана, а второй пилот самоустранился из процесса. Параллельно сообщают о причинах аварии в Ярославле. На настоящий момент описание выглядит так: «При взлете со свободной 3-километровой полосы самолет ЯК-42 в элитной модификации, не перегруженный, которому достаточно было километрового пробега, который не выработал ресурс, был исправен, только что прошел технический осмотр и плановый профилактический ремонт, был заправлен кондиционным топливом, под управлением опытного квалифицированного экипажа с нормально работающими двигателями не сумел взлететь по причинам, которые, возможно, будут выявлены в ходе дальнейших натурных экспериментов».

Однако наши мудрые правители уже нашли причину и сделали выводы – во всем виноват отечественная авиапромышленность, поэтому дан приказ закупать импортные самолеты. Тем более что авиапроисшествий в России за последнее время много, и падают, действительно, отечественные самолеты.

Однако в скорбном ряду авиакатастроф вспоминается еще одна катастрофа, под Смоленском, когда разбился тоже советский самолет. Однако кроме страны-производителя у всех этих катастроф есть еще одна общая черта – они произошли на небольших аэродромах, бывших когда-то военными и переданными в умелые руки эффективного частного собственника. Также понятно, почему иностранные самолеты и пассажирские самолеты иностранных кампаний, которые все начали нахваливать, не бьются – они на таких аэродромах просто не садятся.

Итак, Смоленск. Посадка в условиях плохой видимости, радиоприводы для посадки пассажирских бортов отсутствуют. Точнее, они там были – их привозили за день для посадки Путина, но так как польская сторона на дала официальной просьбы на их использование, то после посадки Сами-знаете-кого это оборудование разобрали и увезли обратно.

Петрозаводск. Посадка в условиях густого тумана. Необходимое оборудование для радионаведения самолета на полосу отсутствует (как сообщено расследующей комиссией, пилоты пытались ориентироваться по GPS, но запутались в показаниях. Бывает – он ведь может показания давать как в секундах, так и в сотых долях минуты. Как раз разница в пару сотен метров набегает). Посадочная полоса в условиях тумана не включена (Почему? Забыли? Электричество экономили? Лампочки выкрутили?). Из 9 посадочных щитов для ориентации освещено только два (Почему?).

Ярославль. Причины пока расследуются, однако происходило все на фоне приема аэродромом огромного количества ВИП-бортов, так что диспетчерам и персоналу было просто не до чартера. И еще один момент – там из-за наличия высочайших персон была куча народу из спецслужб со своими хитрыми приборчиками. Их любимое развлечение – ставить глушилки, в том числе блокировать мобильную связь. Могло ли это повлиять на штатную работу оборудования? Не знаю, но одно знаю точно – если такое возможно, то по соображениям секретности в этом все равно не признаются.

Так что проблема не столько с самолетами, сколько с аэродромами. Их раздали непонятно кому, те их в нормальном состоянии не содержат, только оптимизируют. Да и даже непонятно – кому они принадлежат. Когда был теракт в Шереметьево, и то никак не могли дознаться, кому этот аэропорт принадлежит.

Еще один момент, который вскрывается при обсуждении дел в авиатранспорте – что самолеты в условиях плохой видимости и отсутствия условий для безопасной посадки не уходят на запасные аэродромы, даже не заходят на второй круг, а садятся наудачу, авось кривая вывезет. И тоже стало понятно, что это – следствие жесткого нажима владельцев авиакампаний на пилотов. Керосин они берегут. Параллельно с этим пилоты работают с перегрузкой, система контроля и подготовки разваливается…

Нет, я не говорю, что у нас в авиапроме все хорошо – скандалы с разрекламированным «Суперджетом» показывают, что и там разумность в управлении тоже потеряна. Но сейчас надо, если мы не хотим повторения авиакатастроф, надо не свои Тушки на 40-летние Боинги менять, а навести порядок в аэродромном хозяйстве.


Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.