Большая переменка

В Москве опять дежурные выборы
Выборы в Московскую Думу - довольно скучные. Дух конкуренции и настоящей политической борьбы в городе почти не ощущается. В предвыборных кампаниях чувствуется обреченность, что объясняется предсказуемостью результата голосования, которая стала очевидна после снятия с выборов практически всех критиков Лужкова.

Мы и выборами это мероприятие называем скорее по привычке. Понятно, что речь идет о некой процедуре, в ходе которой с использованием выборных технологий на парламентские места будут назначены заранее согласованные люди.

Те партии и кандидаты, которые продолжают участвовать в «выборах», кажется, больше рассчитывают не на голоса избирателей, а на кулуарные договоренности с властями – кто с московскими, кто с федеральными. Обреченность чувствуется и в наглядной агитации участников кампании, и в ходе дебатов между кандидатами. Слабенький креатив, старые шаблоны, банальные лозунги… Весь выборный месяц я внимательно следил за агитацией, которая попадалась на глаза, и сфотографировал на телефон почти всё, что видел.

Далее - московские выборы моими глазами – глазами человека, которому эти выборы (в отличие от многих москвичей) были интересны. Мы уже подискутировали об агитаций партий на ТВ. Теперь поговорим о наглядной агитации.

1. «Единая Россия».

Агитация партии власти была, как обычно, самой заметной на улицах Москвы: множество биллбордов, растяжек, плакатов и т.д. Неудивительно – использование административного ресурса «Единая Россия» освоила в совершенстве. Как и на всех предыдущих выборах единороссам не изменила их склонность к гигантизму. Вот, например, огромный рекламный щит на здании Детского мира:


Основной лозунг партии на этих выборах: «Слово держим, дело – делаем». Главный рекламный образ – лицо мэра города Юрия Лужкова, с которым по традиции фотографировались кандидаты-единороссы. Опять же по традиции «Единая Россия» не чурается нарушениями избирательного законодательства, понимая, что никто ее за это не привлечет к ответственности. Ярче всех себя в этом смысле проявил себя префект Северного округа Миволь, который возглавляет окружной список партии. Префект завесил округ плакатами с собственным лицом и пафосным лозунгом «Север Москвы под защитой Митволя».

Оплатить эту агитацию из избирательного фонда чиновник, естественно, не удосужился.

2. ЛДПР

Жириновского тоже по традиции было много. По моим ощущениям, объем агитационной продукции ЛДПР удерживает твердое второе место после «Единой России». Агитки ЛДПР в то же время довольно однотипны: суровый лик бессменного вождя партии и броский лозунг.

На выборах в Мосгордуму четырехлетней давности у ЛДПР были лозунги на грани фола. Пожалуй, даже за гранью: чего стоит одна только листовка «Закрыть Москву от выходцев с Юга! Мы за город с русскими лицами!».

На этот раз Жириновский менее агрессивен – видимо, потому что больше нет необходимости конкурировать с почившей в бозе националистической «Родиной». Лозунги партии на этих выборах: «Вернем Москву москвичам» плюс хорошо зарекомендовавший себя на региональных кампаниях слоган «Только ЛДПР! Или терпи дальше!».

Обращает внимание тот факт, что пиарщики ЛДПР размещали свои рекламные щиты в основном у станций метро, а не на автомобильных трассах. Очевидно, что работали на целевые группы горожан, которые не могут позволить себе личный транспорт.

3. «Справедливая Россия»

Волей пиарщиков «левой ноги» партии власти команда «Справедливой России» предстала перед избирателями в образе Тимура и его команды. Роль Тимура исполнил руководитель думской фракции эсеров Николай Левичев, гордо смотрящий вдаль. С такими же неестественными лицами из-за его спины выглядывают остальные кандидаты.

 

Эсеры, надо отметить, избрали весьма двусмысленный лозунг для своей избирательной кампании. Фраза «Большая перемена!», вероятно, должна ассоциироваться у избирателей с грядущей сменой кадров в московском правительстве. Но избиратели, по моим наблюдениям, чаще вспоминают про одноименный фильм. Ну и справедливо полагают, что представители партии намерены организовать перемену в своей работе и отдохнуть от трудов праведных, получив заветные мандаты.

4. КПРФ

На старте выборов коммунисты обвинили московские власти в ликвидации биллбордов с партийной агитацией. К финалу кампании ситуация вроде бы нормализовалась: красные сумели разместить на московских улицах не только рекламные щиты, но и анимированную видео-рекламу. Вот ее фрагменты:

 

Конкретикой лозунги КПРФ не отличаются: «Посмотри правде в глаза!», «Голосуй разумом!». Зато коммунисты провели самую активную кампанию по распространению газет с отчетом о своей деятельности; за месяц я обнаружил в своем ящике три выпуска печатного органа КПРФ.

Ну а самое важное то, что КПРФ, похоже, единственная партия, которая позволила себе критику мэра Лужкова. Впрочем, коммунисты делали это довольно аккуратно: например, на страницах своей газеты пририсовывали кепку свирепого вида медведю.

5. «Яблоко».

Яблочники на этих выборах предпочли абстрагироваться от крупных политических вопросов и позиционируют себя как «партия малых дел». Лозунг соответствующий: «Поможем каждому!». Томившихся в многокилометровом трафике водителей «Яблоко» дразнило лозунгом: «За город без пробок!» Кто ж против? Все за. Только вот как избавиться от этих самых пробок, симпатичный рекламный щит, к сожалению, не объяснил.

6. «Патриоты России».

Самой незаметной, как мне представляется, была предвыборная кампания «Патриотов России». Единственный агитационный материал этой партии, который попал мне в руки, - газета с огромным портретом Геннадия Семигина на обложке. На страницах издания «Патриоты» предлагают любить родину и разобраться, кто в городе хозяин. Читая агитацию Семигина, поймал себя на мысли, что, наверное, в такую партию превратилась бы ЛДПР, если бы ее покинул Жириновский. Обезжиренный йогурт: ни вкуса, ни цвета.


Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.