МИЛЛИАРДЫ ЗА СПАСИБО

План Путина для Владивостока
Во Владивостоке началась грандиозная стройка объектов для проведения саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2012 году. Однако, вызывают большие вопросы целесообразность этого строительства и реальный эффект от него.

Под проведение саммита АТЭС в 2012 году было запланировано масштабное строительство. Деловой центр будет расположен на острове Русском в районе бухты Аякс. Среди объектов делового центра – конгресс-холл на семь тысяч мест, под крышей которого разместится и ритрит-хаус для встречи глав государств, а также пресс-центр, который сможет обеспечить работу 3,5 тысяч журналистов. В качестве объекта саммита утверждена также дорога из аэропорта через полуостров Де-Фриз и Седанку к полуострову Назимова и мост на Русский. В общей сложности будет возведено 36 крупных объектов. 

В том числе два крупных вантовых моста. Первый - через бухту Золотой Рог, длиной 1388 метров с главным пролетом 737 метров, начальной стоимостью 17,9 млрд. рублей. Второй - через бухту Босфор Восточный на остров Русский, длиной более 3150 метров с главным пролетом 936 метров (вантовый вариант). Кроме этого на острове Русский должны возвести курортный комплекс площадью 43,1 тыс. кв. метров и деловой бизнес-центр в 32,3 тыс. кв. метров. 
Строительство сразу в краткий срок такого количества сложных и дорогостоящих объектов потребовало составления большого бюджета подготовки к саммиту АТЭС. Однако, в настоящее время бюджет почти постоянно в стадии пересмотра, отдельные статьи и общий объем которого то увеличивается, то уменьшается. По данным на начало января 2009 года, бюджет подготовки к АТЭС составлял 284,2 млрд. рублей, в том числе из федеральной казны - 202 млрд. Однако, в связи с кризисом его стали сокращать и оптимизировать. Наконец, 18 марта 2009 года объявили, что стоимость подготовки к саммиту составит 140 млрд. рублей. Владимир Путин при этом подчеркнул, что объем бюджета подготовки сокращен на 15% по сравнению с первоначальными планами подпрограммы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества", с объемом бюджета в 147 млрд. рублей.

Некоторые объекты наоборот, сильно выросли в цене. В марте 2008 года стало известно, что строительство моста через бухту Золотой Рог при составлении проекта сильно недооценивалась и стоимость с 17,9 млрд. рублей уже увеличилась до 31 млрд. рублей. На стоимость оказывают влияние как цены на строительные материалы и результаты переговоров с компаниями-поставщиками, то и доработки в проектах.

Вопросы к подготовке к саммиту 
 
Оставим описание проектов из комплекса саммита и славославия перспективам тем, кто этим занимается, благо недостатка в хвалебных материалах в прессе не наблюдается. Мы же зададим несколько вопросов.

Во-первых, этот проект делается только под одно мероприятие - саммит АТЭС в 2012 году. Прямо не говорится, но подразумевается, что на саммите будут "представители бизнеса", с которыми будут подписаны инвестиционные соглашения, а эти соглашения, в свою очередь, окупят затраты на подготовку к саммиту. Скажем прямо, в такие сказки мы не верим. Общие затраты на подготовку к саммиту уже достигают 8,2 млрд. долларов. Даже если это были бы просто прямые инвестиции в курортный и деловой центр, окупить их было бы очень непростой задачей. 

Но здесь речь идет не о прямом инвестиционном проекте, а о косвенном, то есть эти затраты должны привести к другим инвестиционным проектам, доходы от которых окупают все сразу. С этой точки зрения становится очевидно, что начинать бизнес с обременением еще до его начала в размере 8,2 млрд. долларов - это подлинное безумство.

Во-вторых, чтобы окупить расходы на подготовку к саммиту АТЭС, надо совершить одну из крупнейших инвестиционных сделок в мировой истории, на сумму примерно в 18-20 млрд. долларов, если не больше. Причем, это должны быть инвестиционные проекты с хорошей окупаемостью. Но где они, эти инвестиционные проекты, которые должны быть подписаны на саммите АТЭС-2012? Привлечение таких огромных средств - дело непростое, и если бы действительно шла речь об инвестиционных соглашениях такого масштаба, то они бы уже находились на стадии разработки обоснования инвестиций. Ничего из того, что могло бы стать таким инвестиционным проектом, мы не видим. По всему Дальнему Востоку нет ни одного инвестиционного проекта, способного с гарантией привлечь хотя бы миллиард долларов иностранных инвестиций.  

Потому, вероятнее всего, с инвесторами на саммите АТЭС-2012 года произойдет та же самая история, что и инвестиционным симпозиумом форума АТЭС во Владивостоке в 2002 году. На него было потрачено 200 млн. рублей, 10% городского бюджета, и ожидалось, что на него приежут до 3 тысяч гостей и будет подписано соглашений на 200 млн. долларов. Результат был таков - приехали 350 человек, а соглашений не было подписано вовсе. Огромная сумма из городского бюджета оказалась выброшенной на ветер. На саммите АТЭС-2012 будет, скорее всего, аналогичная история. Приедут официальные делегации, посмотрят, скажут: "Аригато!", "Се се!", "Камса хамнида!", "Термакасих!", "Кам он!", и разъедутся домой. Никаких инвестиционных соглашений не будет, поскольку вкладывать не во что на всем Дальнем Востоке. Огромные средства, на которые можно было бы серьезно поднять экономику дальневосточных регионов, окажутся истраченными впустую.  

В-третьих, почему не были рассмотрены более экономичные способы проведения саммита? Можно было провести саммит на достойном уровне, не вкладывая таких колоссальных средств. К примеру, проблема размещения гостей форума в отсутствии подходящей гостиничной инфраструктуры давно решена в других странах - фрахт круизных лайнеров. Так в Корее в 1988 году размещение гостей Олимпиады в Пусане и гостей церемонии спуска британского флага в Гонконге в 1999 году проводилось именно таким образом. Это недорогое решение, позволяющее обеспечить высокий уровень комфорта и обслуживания гостей, которое не обременяет города ненужными тратами после завершения мероприятия.  
Для прибытия гостей можно было использовать хорошие аэропорты Южной Кореи или Японии, откуда они проследовали бы на саммит во Владивостоке на тех же самых комфортабельных круизных лайнерах, и это было бы неформальное введение к саммиту. Официальные делегации аэропорт Владивостока принял бы без крупномасштабной и дорогостоящей реконструкции.  

Единственное, что, может быть, потребовалось бы построить во Владивостоке - это конгресс-холл и резиденции для правительственных делегаций. Разумеется, все вместе они бы не дотянули даже до сотни миллионов долларов. К примеру, саммит ШОС в Бишкеке в 2007 году обошелся кыргызскому бюджету в 9,3 млн. долларов, китайскому - в 1,3 млн. долларов. Построенные конгресс-холл и гостевые дома обошлись всего в 7,3 млн. долларов. Вот это нормальные затраты для проведения международного саммита.  
 
Заработки и дорогостоящий патриотизм 
 
Вероятнее всего, за такими огромными затратами на саммит АТЭС-2012 года стоят три причины. Первая. Подготовка к саммиту - это легальная возможность потратить бюджетные средства, чтобы компании, возглавляемые особо приближенными лицами, могли хорошо заработать.  Вторая. Специальная подготовка к саммиту со строительством супермостов и прочих архитектурных излишеств - это попытка пустить пыль в глаза партнерам по форуму. Мол, Россия - страна богатая и ей по карману и такие расходы на гостеприимство.

Третья. Видимо, тут имеет место демонстрация патриотизма, раз все действие разворачивается на острове Русский, хотя вокруг Владивостока есть множество красивых и интересных мест, пригодных для курортного центра.  
Это, конечно, предположения о мотивах принятия именно такого решения, однако, в свете некоторых пристрастий правительства и ряда высших руководителей, они не кажутся совершенно невероятными.  
 
Что будет потом? 
 
Самый главный вопрос - что будет потом? Саммит пройдет, средства будут израсходованы, а что же получит Владивосток? Во-первых, сложную и дорогостоящую инфраструктуру, поскольку за огромными вантовыми мостами требуется постоянный присмотр и постоянные затраты на поддержание их в надлежащем состоянии. В то время крайне сомнительно, чтобы траффик через эти мосты оправдывал их строительство. Если мост через Золотой Рог еще может содействовать оптимизации городского транспорта и взять на себя часть траффика, то вот мост на остров Русский, скорее всего, будет стоять полупустым.  

Теоретически, город может получить крупный деловой и гостиничный центр, в чем сильно нуждается. Однако, это еще вопрос, в чьей собственности все построенное на острове Русский будет находиться, и сможет ли город как-то этим распоряжаться. С другой стороны, чтобы этот центр стал окупаемым, придется сделать крупные вложения в привлечение туристов, в развитие инфраструктуры острова (поскольку бюджет подготовки не предусматривает целого ряда необходимых объектов, вроде дорог за пределами комплекса), в улучшение и развитие сервиса, в брендирование острова, и так далее. Разговоры о том, что на остров Русский сразу же потекут денежные реки - это для доверчивых простачков, на деле же предстоит немало потрудиться, чтобы сделать из объектов саммита что-то полезное и приносящее прибыль.

Но в целом, особенных перспектив у острова Русский пока нет. Приморье - это не то место, куда валом едут туристы, и в туризме у острова есть мощные конкуренты. Для бизнеса и инвестиций нет условий. Во всем Дальнем Востоке, как уже говорилось, нет ни одного крупного инвестиционного проекта, а местный бизнес практически удавлен решениями российского правительства. Наконец, совершенно непонятно, что будет делаться в Приморье после 2012 года, куда будет регион двигаться. 


Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.