Google обложат налогами

Президент поручил разработать предложения по введению "налога на Google" и переводу персональных данных в собственность государства. Владимир Путин дал поручение подготовить предложения по изменениям в законодательство, целью которых обозначено "обеспечение равных условий ведения деятельности" для российских и зарубежных интернет-компаний на территории РФ.

Предложения, разработанные при участии ФАС, Минэкономразвития, Минфина, ФНС, Минпромторга, Минкомсвязи, "Института развития интернета" (ИРИ) и других заинтересованных ведомств, должны быть представлены к 1 сентября. А к 1 июня Минкомсвязи, Минюсту, ФСБ, Роскомнадзору и Федеральной службе по техническому и экспортному контролю поручено подготовить предложения по дополнениям в законодательство, регулирующее работу с персональными данными граждан РФ в интернете.

Как уточняет "Интерфакс", речь идёт в первую очередь о внесённом в прошлом году на рассмотрение Госдумы законопроекте о так называемом "налоге на Google" - применении НДС к случаям покупки российскими пользователями ПО и различного мультимедийного контента у зарубежных интернет-компаний, не имеющих российских представительств. Законопроект предлагает таким интернет-компаниям, как, например, Google или Apple, создать в РФ личные кабинеты налогоплательщиков, встать на учёт в ФНС и регулярно подавать сведения о продажах на территории РФ. Принадлежность покупателей-физлиц к числу российских граждан предполагается определять по их IP или по номеру использованной для оплаты банковской карты.

Кроме того, планируется ужесточить режим использования персональных данных. По предложению главы компании InfoWatch Натальи Касперской, озвученному на форуме "Интернет Экономика 2015", часть персональных данных российских граждан будет объявлена государственной собственностью.

По мнению Касперской, сейчас закон защищает персональные данные пользователей, но не регулирует то, что называется "личными данными": "Компании собирают огромное количество личных данных, всё, что идёт через мобильные устройства, поисковые запросы и так далее. Все эти данные дают однозначный портрет пользователя, его предпочтений, перемещений. Компании торгуют ими, используют, как хотят. <...>

Огромные пласты информации находятся в собственности отдельных компаний, значительная часть этих компаний - иностранные, и, по сути, к ним имеют прямой доступ иностранные спецслужбы и иностранные государства. Это, конечно, недопустимо. <...> Идея в том, чтобы пласт этих личных данных объявить собственностью государства и дать возможность государству законодательно его регламентировать."
Касперская сравнила работу с информацией в интернете с добычей полезных ископаемых, напомнив, что государство лицензирует и контролирует эту деятельность: "Мы должны иметь контроль и за информационными недрами."

Вроде бы логичные предложения. Но сразу же возникают неясности.

Во-первых, получается, что в обозримом будущем (предположительно с начала следующего года, если успеют принять поправки в законодательство о введении "налога на Google") все онлайн-покупки у зарубежных интернет-компаний (интернет-магазины, производители ПО, поставщики контента и т.д.) вырастут в цене минимум на 20% (ставка НДС). А в реальности и больше по сравнению с нынешними ценами: курсы валют не стоят на месте и произойти может всякое.

Во-вторых, фактически предлагается пойти по пути двойного налогообложения: любая иностранная компания, продающая свои товары и услуги через интернет, платит налоги в своей стране. В том числе и НДС. И к тому же не подпадает под действие российских законов, являясь иностранным юрлицом. Соответственно они не обязаны платить в российский бюджет за то, за что уже платят в бюджет своей страны. Исключение - филиалы компаний, зарегистрированные как российские юрлица и платящие налоги в бюджет РФ в полном соответствии с нашими законами.

В-третьих: на данный момент цены на софт и контент, как правило, устанавливаются одни для всего мира. И если компаниям будет предложено помимо этого платить дополнительные 20% НДС в России - у них будет два выхода. Первый - ввести отдельную ценовую категорию для российских покупателей. Причём цены вырастут, скорее всего, не на те 20%, которые составят НДС, а больше: в них заложат все расходы и риски, связанные с подачей данных и расчётом и уплатой налогов. Второй - вообще не продавать ничего в Россию. И ещё неизвестно, что они выберут.

Это что касается налога. По поводу личных данных главное, на мой взгляд, возражение было высказано после выступления Натальи Касперской на форуме: как правило, пользователи сами добровольно и осознанно предоставляют интернет-сервисам права на использование личных данных, принимая пользовательские соглашения на сайтах и заполняя всяческие формы. Она тогда ответила, что считает данное возражение несостоятельным, т.к., по её мнению, подавляющее большинство даже не читает эти соглашения. Известное обстоятельство, но оно не отменяет добровольности решений пользователей и их права распоряжаться личными данными.

В общем, в принципе предложения неплохие. Опять же оригинальный источник дополнительного дохода в бюджет. И немаленького дохода, учитывая, что гигантская часть используемого в России программного обеспечения и различного платного контента - иностранного происхождения. Даже если отсечь пиратские копии. Но тем не менее имеется много вопросов, замечаний и возражений.

Удастся ли решить все эти вопросы к сентябрю - посмотрим.

Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.