Кидалово года: заговор сотовых операторов

Есть еще одно событие, которое тянет на скандал десятилетия. Это не «Манежка» и не избиение Кашина; об этом вообще мало писали, и я догадываюсь, почему. Просто все наши сотовые операторы – крупнейшие рекламодатели, и СМИ боятся с ними связываться. Я имею в виду феноменальные истории, когда наши сотовые операторы заставляли пользователей платить за одну и ту же услугу в России одну цену, а на роуминге – в 250 (!!) раз больше.

Речь об оплате за интернет-трафик.

Позволю себе процитировать сам себя (майская запись):

…по возвращении в Москву пришел счет на 20 тыс. руб. от Билайна. Товарищ обалдел, стал разбираться, сгоряча чуть ли не в суд собрался подавать... Мол - ну никак не могло такого быть! Он и скачал-то всего ничего!! По России GPRS 6 рублей/мегабайт, по некоторым "оптовым" тарифам и того меньше, до 4х рублей. Откуда 20 тыс.?? Тут ему и показали где-то в условиях тарифа, мелким шрифтом: цена скачивания в Европе 20 руб. за единицу, только единица там... И вот тут - сюрприз! Цена не за 1 мегабайт, а за 20 килобайт!!

Кто-то скажет: фью, ну и что? Ну, «кинули» там какое-то количество граждан наши сотовые операторы на 10, 20 тысяч, ну, кого-то и на 100 тыс., единицы, может, и полмиллиона. Рублей. Разве ж это деньги? Сколько у нас «обманутых дольщиков», к примеру? У тех и деньги взяли, и квартир не построили – вот там, понимаем, СУММЫ! А тут что…

Не соглашусь. Тут ведь есть один тонкий момент. Да, «кидают» у нас много и часто, и обманутых дольщиков – тысячи. Однако в случаях с квартирами мошенники-девелоперы все-таки прихватывают деньги и растворяются во мраке ночи; их нет, ищи-свищи – не найдешь. Это означает, что они по крайней мере понимают, что сделали что-то нехорошее, и что обманутым ими людям всё-таки лучше не попадаться на глаза…

Совсем не то – с сотовыми операторами. Тут потрясает именно и прежде всего запредельный цинизм владельцев и менеджеров этих компаний (причем всех трех): они не просто «кинули» потребителей – они чувствуют себя полностью в своем праве!

Проследим еще раз, более подробно за «механизмом разводки». Как это делалось?

Во-первых, никакого СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ! Компании дружно делали вид, что изменение тарифа на предоставление услуги в 200 раз – это незначащая деталь, о которой вообще и упоминать-то неприлично. Для сравнения (что такое «в 200 раз»): хороший велосипед сейчас на рынке стоит примерно 300 долларов. Если увеличить его цену в 200 раз, то он будет стоить 60 тыс. долл. – то есть уже как автомобиль представительского класса. Или – штраф за безбилетный проезд в электричке – 300 р.; если увеличить его в 200 раз – будет 60 тыс.; столько многие и за сезон не зарабатывают…

В итоге люди ехали за границу со своими сотовыми, уже привыкнув за любой нуждой лазить в интернет, ничего не подозревая…

Однако и это еще не всё. Во-вторых, сотовые компании предприняли дополнительные усилия для того, чтобы СКРЫТЬ от своих пользователей свой «маленький сюрприз»: для этого они взяли и явочным порядком изменили… единицу измерения, применяемую при вычислении тарифной цены. Так, если в России такой единицей был 1 мегабайт, то для роуминга сотовые операторы, как бы «не сговариваясь», взяли за основу странную единицу 20 килобайт.

С чего бы вдруг? Что такое вообще 20 кб? Никакого сакрального смысла в этом, похоже, нет, единственная цель – обмануть потребителя; взгляд, скользя по строчкам договора, не «зацепится» за несуразно большую цифру. Мало кто поймет «с налету», что расчетная единица занижена в 50 раз!

Однако и это еще не весь механизм разводки! Сотовые операторы предусмотрели и еще один момент: ведь многие потребители, не ожидая, что их собираются так круто «кидать», кладут на свой сотовый счет при выезде за рубеж не такие большие суммы – 3, 5 тыс. рублей. В этом случае, платя за велосипед как за новый «БМВ», они за считанные минуты «сожгли» бы все деньги на счету, и дальше ограбить их уже бы не удалось! Чтобы не случилось такого «облома», сотовые операторы стали массово и часто даже без ведома клиента открывать ему кредиты на фантастические суммы – 40, 50, 100 тыс. рублей…

То есть мы, без сомнения, имели дело с ТЩАТЕЛЬНО ПРОДУМАННОЙ операцией. Людей – то есть нас! - именно планомерно и целенаправленно «кидали», по сути – грабили. Причем не кого-то конкретного, а вообще – всех. Так урки относятся к «лохам». Они для них – не люди, а стадо, как бы самой природой предназначенное для того, чтобы его «резать и стричь».

Что здесь удивляет прежде всего? Конечно – враждебность, явленная внаглую, без каких-либо экивоков. Можно, конечно, махнуть рукой, но если вдуматься – холодок невольно бежит по коже. Ведь КТО повел себя до такой степени враждебно? Предприятие, поставляющее одну из самых востребованных и «мирных» услуг – сотовую связь! Как бы вы отнеслись к известию, что булочник, у которого вы ежедневно покупаете батоны и булки, в душе вас ненавидит и презирает? Что почтальон, который носит вам корреспонденцию, на самом деле спит и видит, как бы забраться к вам в дом и вынести оттуда всё ценное? Что мясник, который рубит вам мясо, охотно отпилил бы вам обе руки, поскольку вы его раздражаете? И – самое главное! – как бы вы себя повели, если бы все трое – булочник, почтальон и мясник – ПРИЗНАЛИСЬ БЫ В ЭТОМ ВСЛУХ?! После чего, как ни в чем не бывало, продолжали бы зазывать вас пользоваться их услугами?

Кафка, натуральный Кафка. Я бы, на самом деле, сравнил бы по масштабу и безнадежности «сотовое кидалово»… с Кущевской, да и с Манежной. Такое сравнение только на первый взгляд кажется кощунственным. Да, в Кущевской погибли люди, в основе «манежки» - тоже убийство, а здесь всего лишь «развели на деньги». Однако причина в основе одна и та же – полный беспредел, с одной стороны, и полная беззащитность – с другой. Бандитам свойственно убивать, как это ни прискорбно; однако, если в стране демонтированы всякие сдерживающие центры, они убивают так, как в «Кущевке» - три семьи зараз, всех, включая детей.

Бизнесменам тоже, что греха таить, свойственно то тут, то там «по мелочи» надуть клиента; однако, если в стране царят монополии и отсутствует как класс судебная защита – тогда «бизнесмены», ничего не стесняясь, проводят целые многоходовые комбинации для того, чтобы «обувать» тысячи – и после этого спокойно продолжают считать себя «столпами общества»!

По сути, «сотовый кидок» самым наглядным образом показал полное ничтожество и бессилие в нашей стране так называемого «среднего класса». Это ведь его, «упакованного» и «образованного» «белого воротничка», кинули «сотовики». Абрамовичам за границей не впадлу и местный «Водафон» купить (нафига им роуминговый МТС или пчелайн?), а рабочий класс у нас по заграницам особо не разъезжает. Нет, сотовики знатно оттоптались именно на пресловутом «офисном планктоне» и «хомячье», вскрыли их, как свиней-копилок, да еще и потрясли, вытряхивая «лишние» тысячи…

Собственно, даже никакого особого скандала не получилось. Из хомяков вынули деньги (если упирались – «пчелайны» не стеснялись прибегать и к судебным приставам), а пресса и не особо вякала. В итоге даже и не удалось выяснить – кто же, собственно, больше всего нагрел руки и кому вообще пришла в голову столь «светлая идея»? В личных разговорах сотрудники сотовых операторов невнятно ссылались на «Европу» - мол, это они, невероятные мерзавцы, «заставили» пчелайны с мтс-ами принять невероятные расценки на интернет-трафик…

Собственно, объяснений может быть два: или это наши операторы проявили невероятную алчность и жадность, или же алчность и прямо-таки русофобию проявили европейские операторы, установив на интернет-роуминг в своих сетях прямо-таки запретительные тарифы именно для российских пользователей.

В любом случае роль наших сотовиков откровенно неприглядна, хотя во втором случае все выглядит еще гаже. Получается, что сотовые операторы БЕСКОРЫСТНО, видимо, из чистой ненависти к своим клиентам, нагло решившим выехать за границу, устроили им «западло» - не в свою даже пользу, а в пользу своих партнеров – европейских операторов сотовой связи! Меня такая инфернальная ненависть ко мне как к клиенту пугает даже больше, чем наглая алчность – так что я, с вашего позволения, остановлюсь все ж на первом варианте…

Вообще, вся эта история с тарифами на интернет-трафик роуминга наводит на самые печальные мысли об «изнанке» всего российского бизнеса. О ненависти к клиентам мы уже говорили – но это только верхушка айсберга. А как насчет удивительной «синхронности» действий всех сотовых операторов? Я не говорю уже о том, что все разом подняли тарифы на трафик на запредельные величины; очень СТРАННО, что не нашлось ни одного из трех, кто не повел бы ЧЕСТНУЮ по отношению к потребителю политику!

Представим себе, что было бы в этом случае: два оператора из трех, как и в реальности, занимаются «кидаловом» своих клиентов – а третий бы ВДРУГ выступил с предупреждением КРУПНЫМ ШРИФТОМ: уважаемые клиенты, очень осторожно пользуйтесь за границей интернетом – это ОЧЕНЬ дорого! Да не просто крупным шрифтом – а дал бы, к примеру, соответствующую рекламу по центральным каналам ТВ? То есть просто предупредил бы всех, прямо и открыто?

Каков был бы эффект от такой рекламы? Да прямой и очевидный: пользователи получили бы самое наглядное подтверждение – кто из операторов реально заботится о ПАРТНЕРСТВЕ с ними, а кто воспринимает клиентуру примерно как командование оккупационных войск население захваченной территории. И не надо было бы запускать сотни и тысячи несчастных молодых людей у каждого метро в стране, токующих день и ночь: «Бесплатное подключение! Бесплатное подключение!» Люди бы у офисов такого сотового оператора сами бы выстраивались в очередь. Разве не так?

Однако НИ ОДИН из трех так не сделал. Хотя ход очевидный. Почему? Может ли быть более ПРЯМОЕ свидетельство наличия КАРТЕЛЬНОГО СГОВОРА между всеми тремя нашими крупнейшими сотовыми операторами?

Попросту говоря, никакой конкуренции на самом деле нет на российском рынке сотовой связи. Рынок омертвел. Впору, возможно, поставить уже и другой вопрос: а кому на самом деле принадлежат все три оператора – «Мегафон», МТС и Билайн? Не являются ли они вообще декорацией, будучи реально управляемы из какого-то одного центра?

Суть подозрения в том, что ни один нормальный предприниматель, работающий на конкурентном рынке массового потребительского спроса, не может себе позволить враждебного отношения к клиенту. Враждебно или по крайней мере безразлично может себе позволить относиться к клиенту только монополия.

Раньше мы думали, что пример такой монополии – ЖКХ. Скандал года показал, что это еще и сотовая связь.

UPD. История в качестве иллюстрации - http://romafrost.livejournal.com/700.html. Нет слов!


Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.