Собянин никак не угомонится

Власти Москвы в этом году собираются реконструировать Садовое и Бульварное кольцо, а также еще около 50 улиц, включая Тверскую, Малую Дмитровку, Воздвиженку, Таганку, Якиманку и другие. На Садовом кольце ремонт затронет Новинский бульвар, Смоленскую площадь, площадь около станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, Садовую-Кудринскую улицу, Кудринскую площадь, Оружейный переулок, Большую Садовую улицу.

Кроме того, на некоторых участках, например, на Новинском бульваре, дорогу поделят на две части — основную и второстепенную, а между ними появится зеленая зона с деревьями и газоном. Помимо всего прочего, тротуары здесь расширят за счет сужения проезжей части и выложат гранитной плиткой. Там будет велодорожка, скамейки, 800 энергосберегающих фонарей, рядом - парковочные карманы. Остановки наземного транспорта оснастят электронным табло с расписанием, билетными автоматами и бесплатным Wi-Fi.

Это все, конечно, прекрасно, и нельзя, в общем-то, упрекать власти Москвы в стремлении облагородить столицу. Однако есть несколько немаловажных «но», которые очень сильно портят впечатление от происходящего процесса обновления города.

Во-первых, стоит ожидать ситуации, как в прошлом году, когда целые районы без предупреждения за один день превращались в огромные стройплощадки и пыльные запретные зоны, непригодные для жизни. В этом году основной ремонт начнется в мае и закончится ориентировочно ко Дню города, то есть кому-то очень «повезет» прожить на стройплощадке все лето.

Во-вторых, во время реконструкции все провода и коммуникации перенесут под землю. Это значит, что на неопределенный срок жители ближайших домов, вероятно, останутся без Интернета, стационарной телефонной связи, а может быть даже и без электричества.

В-третьих (это касается не только Садового кольца), с улиц обещают убрать 89 троллейбусов, которые работают на восьми маршрутах. Их планируют заменить автобусами. Это вообще очень странное решение. То есть, власти города борются за улучшение экологической обстановки, высаживая по всему городу тысячи деревьев, но при этом же меняют экологически чистый транспорт на работающие на дизельном топливе и бензине автобусы. Причем, вероятнее всего, это делается только ради того, чтобы провода, которые питают троллейбусы, не портили своим видом обновленные улицы.

В-четвертых, весь эффект от экологичности и визуального благообразия сойдет на нет, если то же Садовое кольцо намертво встанет в пробках из-за сужения проезжей части и снижения скоростного потока. Максим Ликсутов обещает, что дорожная ситуация не станет хуже, при этом он же говорит, что средняя скорость движения по Садовому кольцу снизится с 80 до 50-60 км/ч. На улицах с оживленным пешеходным движением начнут менять геометрию поворота. Машины станут поворачивать под углом 90 градусов, а не 45, как сейчас. Я не знаю, подкреплены ли такие перемены какими-то расчетами плотности автомобильного потока, но мне кажется, что снижение скорости сразу на 25% не сможет не привести к возникновению транспортного коллапса.

В-пятых, благоустройство стоит очень больших денег. В прошлом году только на установку растений в кадках на Тверской потратили 500 млн рублей. Сейчас там хотят установить светильники исторического образца и посадить 86 лип, возродив аллею от Пушкинской площади до Кремля, и кадки стали мешаться. Впрочем, их обещают не трогать, только передвинуть, но эта неразбериха говорит о том, что мэрия Москвы непродуманно подходит к процессу благоустройства.

В этом году на всю программу благоустройства уйдет почти 22,5 млрд. Примерно такая же сумма была в прошлом году. Соответственно, до 2018 года, пока будет продолжаться реконструкция, всего потратят 90-100 млрд рублей. Годовой бюджет целого субъекта федерации, пусть и небольшого.

Вот что говорит по поводу этой затеи московского правительства известный российский историк, профессор Олег Будницкий: "Как убежденный пешеход я всегда за пешеходные дорожки. И как человек, ежедневно вдыхающий немалую порцию всяких там перекисей, за увеличение зелени в городе. Но тут уже, что называется, Бог и Дьявол в деталях. Необходимо смотреть, что конкретно собираются сделать и как. <...> Я не сторонник в решении подобных вопросов опираться на общественное мнение, делать выбор с помощью референдума. Здесь необходима работа специалистов. Есть масса технических, историко-культурных и прочих нюансов, в которых разобраться могут только эксперты. <...> Теоретически я всегда за озеленение и увеличение пешеходных зон. Посмотрите на спальные районы, где среди бетонных коробок нет ни одного деревца, газона, все застроено до последнего свободного метра."

Эксперты правильно говорят, что Москве нужна реконструкция, обновление, но к этому процессу надо подходить с умом, все тщательно взвесив. Но что-то мне подсказывает, что столичные чиновники, решая одну проблему, создают себе множество других на будущее.

В регионах расходы на благоустройство территорий значительно скромнее. Например, во всей Ярославской области на эти цели в этом году потратят 1,5 млрд рублей. И то в этом году суммы заложены большие, чем обычно, так как регион отмечает в 2016 году свое 80-летие и ради того, что Ярославская область встретила юбилей как можно более нарядной, здесь запустили проект «Обустроим область к юбилею!».

В этом году также отмечает 350-летний юбилей отмечает столица Бурятии Улан-Удэ. Здесь к празднику также выделили значительные суммы на благоустройство — только на реконструкцию и обновление парков выделен несколько сотен миллионов. Правда, процесс благоустройства омрачился коррупционным скандалом.

В Европе между тем распространена практика, что за благоустройство территорий отвечают сами горожане, которые на ней проживают, и частные компании. Например, так делают в Лондоне. Подавляющая часть населения британской столицы живет не в квартирах, а в собственных двух- и трехэтажных домах, похожих на загородные коттеджи. Обязательный атрибут таких домов — миниатюрный сад или хотя бы палисадник перед фасадом. Обязательный вовсе не потому, что на этот счет есть некое высочайшее предписание, а потому, что стоимость дома без зелени падает вдвое.

Кроме того, в каждом из 32 районов большого Лондона действуют районные муниципальные советы, отвечающие за вопросы озеленения на своих территориях. Именно комиссии этих советов, а не власти города, наделены правом выделять участки под застройку. Они же занимаются благоустройством подконтрольной им территории, включая обустройство парков, набережных и других мест общего пользования. Лондонские районные советы пользуются невиданной в других странах автономией, без согласия которых, ни мэрия, ни даже правительство не могут реализовать свои строительные проекты.

При этом власти Лондона не тратят средств на благоустройство города: деньги идут из районных бюджетов, куда они поступают за счет постоянно растущего местного налога, средняя стоимость которого составляет 120 фунтов.

Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.