Кто положит Якунина на рельсы?

Однажды я сопровождал журналистку из Бельгии на Север - показывал ей места, где куется светлое нефтегазовое будущее браво встающей с колен России. Она была в непередаваемом шоке, еще не добравшись до места. Всего 15 часов в поезде подвергли ее психику тяжким испытаниям. Особо весело стало, когда она посетила туалет. Ну, вы уже поняли, ога…  Делать пи-пи на рельсы в дырку, через которую веет 40-градусным морозом, держась одной рукой за окно, а другой за дверь, которая не закрывалась, замерев в замысловатой позе над толчком, она была явно не готова ни физически, ни морально. Ночью мадам, по ее словам, почти не спала, потому что вагон жутко мотыляло из стороны в сторону и он гудел и скрипел так, как будто разваливается на ходу.

На память о русском экстриме она сфотографировала табличку, на которой гордо значилось, что вагон, инвентарный номер такой-то произведен на "Уралвагонзаводе" в тысяча девятьсот лохматом году, и прошел капремонт в 2004 г.

Об этом я вспомнил примерно месяц назад, когда СМИ протрубили новость о том, что президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин отправлен в отставку. Правда, не так-то просто, оказывается, "отставить" соучредителя кооператива "Озеро":  уже через полчаса те же СМИ сообщили, что непотопляемый Якунин по-прежнему возглавляет ОАО "РЖД". Задним числом первое сообщение объяснялось будто бы проделками хакеров, которые якобы зарегистрировали домен, похожий на домен канцелярии правительства и разослали с него официальный пресс-релиз об отставке хозяина стальных магистралей. Однако если это и проделки хакеров, то хакеры были явно не простые, потому что в кэше Яндекса сохранилось сообщение об отставке Якунина со ссылкой на правительственный ресурс government.ru. Одно дело - потроллить папу Яку из хулиганских соображений, и совсем другое - взломать сайт правительства.

Вскоре со скоростью лесного пожара по Интернету распространилась другая версия: будто бы Медведев действительно уволил президента РЖД, а тому удалось оперативно восстановить статус-кво, потому что в момент увольнения он якобы кушал глухаря в компании со своим коллегой по службе в КГБ, тезкой, и тоже президентом. Тезка будто бы позвонил Диме и объяснил, что тот не прав, Дима все мгновенно осознал и исправился.

Как оно было на самом деле, не столь важно. Очевидно одно -  Якунина действительно хотят сковырнуть с высокого поста. В кассу тут ложится и последний вброс Навального об якунинских оффшорах с "гениальной" версией расшифровки названия кипрской компании по инициалам главы железных дорог. Вот только злорадствовать я бы поостерегся, принимая во внимание персоны тех, кто метит в преемники нынешнему президенту РЖД. В строгом соответствии с теорией естественного отбора, на смену "эффективным менеджерам" приходит поколение менеджеров суперэффективных. А это значит одно - жди дерибана.

Главная "вина" Якунина заключается в том, что он злостно саботирует либеральную реформу РЖД, суть которой заключается в разделении естественной монополии на несколько частных корпораций, "конкурирующих" между собой. В свое время кадрового путейца Аксененко убрали с поста президента РЖД как раз потому, что он  выражал интересы железнодорожных боссов, которые были категорически против рыночных реформ на транспорте. Предполагалось, что кадровый разведчик Якунин будет действовать более решительно. Но за восемь лет деятельности Якунина, к счастью, полной либерализации отрасли пока не произошло. Хотя, как в свое время во имя светлых идеалов свободного рынка и конкуренции между частниками под руководством Чубайса попилили РАО "ЕЭС России", так же планировалось поступить и с железными дорогами.

К чему приведет либерализация железнодорожного сектора экономики, догадаться нетрудно: пассажирские перевозки, наконец-то, станут "рентабельными". И тогда, после того, как суперэффективные менеджеры разукрупнят, приватизируют и модернизируют железнодорожный транспорт, самым популярным способом передвижения для дорогих россиян станет "автостоп". Зато рентабельно! Противодействие  Якунина либеральным рыночным преобразованиям вызывает сильное раздражение очень многих его коллег по банке с пауками. Вот лишь некоторые обиженные, у которых он выхватил лакомые куски буквально изо рта:

Миллиардер Зивуядин Магомедов, кореш Медведева и однокурсник вице-премьера Дворковича, желал создать крупнейшую транспортно-логистическую компанию в России, для чего сосредоточил свои усилия на получении контроля над государственной компанией "Трансконтейнер", скупив 23% ее акций. Он готов был выложить более миллиарда долларов за контрольный пакет, принадлежащий государству, однако Якунин добился того, чтобы госпакет вошел в устаной капитал Объединенной транспортно-логистической компании России, Белоруссии и Казахстана.  Вот ведь облом!

Николай Токарев, президент ОАО "Транснефть", имеет зуб на Якунина с тех самых пор, как он раскритиковал мегараспильный проект ВСТО, объявив, что возить нефть в Китай по железной дороге будет выгоднее. Свою точку зрения обер-железнодорожник в соавторстве с видными экономистами изложил в книге Энергетический вектор восточной геополитики России. Эх, такую малину пацанам чуть не попортил!

Сергей Чемезов, пахан госкорпорации "Ростех", не поделил с Якуниным "Уралвагонзавод", который желал видеть в структуре "Ростехнологий". УВЗ уже был включен в проект указа президента о передаче 100% его акций в уставной капитал "Ростеха", но именно Якунин по какой-то причине добился исключения Уралвагонзавода из этого списка, при этом лишив его заказов и перестав закупать подвижной состав, объясняя это уебищным качеством (а кто бы спорил!) продукции тагильских вагоностроителей.

А вот и наиболее интересный пассажир - Олег Сиенко, гендиректор УВЗ, принадлежащий к одному клану с Чемезовым. Он, разумеется, люто возненавидел Якунина и за "экономическую блокаду" и за срыв сделки с "Ростехом". Завод спасли военные заказы и частные компании-перевозчики, появившиеся в результате реформирования РЖД.  Реформа обеспечила рост производства вагонов с 36 тыс. в 2009 году до 71 тыс. в 2012-м. Но в этом нет никаких заслуг экономического гения Сиенко, мы видим здесь чудовищную гримасу ебучего рынка.

Дело в том, что рост вагонного парка - это не достижение, а следствие потери управляемости отраслью, в которой теперь действует полторы тысячи собственников вагонов вследствие ликвидации монополии РЖД. В результате, как пишет профессор Кудрявцев, "встречный пробег порожних вагонов, стихийные их скопления, приводящие к заторам в движении поездов, перегрузка станций маневровой работой, бросание поездов в пути следования стало нормой эксплуатационной работы. Исчезла возможность выполнять сдвоенные грузовые операции - один из самых эффективных приемов по улучшению использования вагонов и сокращения порожнего пробега. Постоянно имеют место случаи, когда прибывшие под погрузку вагоны переадресовываются и отправляются в другое место. В результате на сети ежесуточно толкутся сотни дополнительных поездов, забирая необходимые технологические резервы инфраструктуры и локомотивного парка. Этот "мартышкин труд" коверкает эксплуатационную работу и тяжким бременем ложится на экономику ОАО "РЖД". Поэтому обилие вагонов не устраняет их дефицит. Наоборот, имеет место постоянный долг РЖД по обеспечению погрузки вагонами, находящимися вне их распоряжения". В результате даже возник кризис железнодорожных перевозок, к возникшим в связи с этим у РЖД проблемам пришлось неоднократно вмешиваться президенту и правительству.

Но на волне этого хаоса появился кратковременный спрос на  вагоны, коим и воспользовался Сиенко. Но этот типок из плеяды эффективных менеджеров, ога. Выезжает он не за счет умелого хозяйствания, а на тупом роспилинге и пропаганде. Рабочие рвут жопу за Пу в прямом эфире, инженер Холманских, изящно подлизавший вождю, становится полпредом в УрФО. Мощный пиар поимел и лично гендиректор. Поскольку УВЗ стал своего рода символом встающей с колен Рашки, то СМИ преподносят предприятие исключительно в гламурном ореоле, смакуя уверенный рост по всем показателям - объемов, выручки, чистой прибыли. На самом деле причина этого "экономического чуда" - накачка глубоко убыточного предприятия из госбюджета. Скажем, в 2011 г. чистая прибыль собственно завода (всего в корпарации 16 предприятий) составила 8,7 млрд. руб., но при этом долги предриятия превысили 16 млрд. руб, причем рост долга с 2009 г., когда Сиенко встал у руля, составил 9 миллиардов. И все это на фоне того, что Путин в предшествующие два года подарил УВЗ 28 млрд. руб. из бюджета в рамках модернизации отечественной промышленности. Занятость на заводе падает, простои растут.

А Якунин, глядя, как УВЗ медленно, но верно накрывается медным тазом, вместо того, чтобы подбросить в топку некоторое количество миллиардов, чего от него ждали суперэффективные менеджеры, не спешит на спасение тонущему флагману путиномики, пытаясь избавиться от таких друзей-вагоностроителей, не способных даже нормальный толчок в вагоне сделать. В 2011 г. он лично заявил, что 95% изломавшихся литых деталей, изготовленных УВЗ, эксплуатировались не более трех лет. Но нет, Сиенко вовсе не застрелился от позора, он стрельнул из бюджета еще деньжат и приобрел контрольный пакет акций французского завода "Sambre et Meuse", который и будет поставлять УВЗ литые детали для тележек, боковые рамы и другие комплектующие для вагонов. Ха-ха, пока нашисты хором поют псалмы про "сделаноунас", Сиенко выбрасывает на улицу ненужных ему тагильских рабочих и инвестирует капиталы (не свои) во Францию. Но даже такой мудрый менеджмент не спасет УВЗ, который теперь спешно готовят к приватизации (в планах на 2013 г. реализовать 25% акций). Несложно догадаться, что частным владельцам такой великий специалист, как Сиенко на фиг не нужен, так что он заметался, подыскивая для своей задницы достойное кресло.  И сейчас метит он на пост президента РЖД, куда его пропихивает Чемезов - там для молодого и суперэффективного менеджера непочатый край работы. А его окружение уже потирает потные ладошки в ожидании жирного распила. Не дай бог!

А срать мы все равно будем в дырку на рельсы!

Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.