Как обманывают авиапассажиров в России

Май-июнь ознаменовались громким скандалом – авиакомпания Metrojet (она же «КогалымАвиа», она же «Kolavia») оказалась не в состоянии обслуживать чартерные рейсы, в результате чего в российских и зарубежных аэропортах пассажирам пришлось терпеть задержки вылетов от 6 часов до суток. Естественно, они были в ярости, которую не стеснялись выплескивать на форумах и блогах, да и в общении с журналистами использовали все краски живого русского язык. Меня, как человека, довольно часто летающего на самолете, всегда интересовал вопрос, отчего это цены на билеты такие запредельные? Вот, например, вспоминаю, что в 80-е годы наша среднестатистическая советская семья (папа 130-рублевый инженер, мама лифтер с зарплатой 90 руб., я и младшая сестра) вполне могли себе позволить слетать на самолете к Азовскому морю (мне оно нравилось больше, чем Черное, возможность сравнить я имел неоднократно). Ну да, половину путевки оплачивал профсоюз, и все такое прочее.

Но факт в том, что полноценный отдых был доступен всем трудящимся, а не 20% среднего класса, как ныне. Впрочем, по процентам я могу и ошибаться. Известно, что прошлым летом 5 миллионов россиян (3,5%) оттопырились на зарубежных курортах. Если считать, что пусть даже вдвое больше сограждан воспользовались внутренним туристическим сервисом, то выходит, что такую роскошь, как курортный отдых, могут позволить себе чуть более 10% населения. К тому же, средний класс – понятие относительное. Это пока семья состоит из двух человек, и оба работают – имеется иллюзия, что жизнь удалась. А ежели у тебя два ребенка, и жена не работает, это ж какую надо зарплату получать, чтоб не скатиться в категорию неимущих?

 Вот, например, добраться из Тюмени до Сочи через Москву можно в ближайшие выходные всего за 25-29 тыс. руб. То есть для семьи из четырех человек дорога туда-обратно обойдется в каких-то 200-230 тыс. руб. Ну-ка, поднимите руку те, кто может себе позволить такое удовольствие! Конечно, если озаботиться вопросом за месяц-два, то, вероятно, есть шанс купить билеты и на прямой рейс Тюмень-Сочи. Тогда дорога в оба конца для всей семьи обойдется в 130 тысяч. Так что суровая реальность такова: голытьба может позволить себе отдых разве что над дачной грядкой кверху жопой. Это экономически рентабельнее.

Знающие люди, конечно, скажут, что выгоднее отдыхать за границей, в том числе и за счет более дешевых авиабилетов. И вот тут вполне резонно будет поинтересоваться: почему это из Стокгольма в Мадрид авиаперелет обойдется дешевле, чем из Сургута в Ростов-на-Дону? Может быть, апологеты капитализма, продолжающие надрачивать на свободный рынок, объяснят этот феномен? Где конкуренция за меня, как потребителя транспортных услуг? Где невидимая рука рынка, которая все расставляет на места? Ладно, придется мне поведать о невидимой руке, которая, действительно существует, и которая все расставляет. Вопрос лишь, в чьих интересах она действует. Уж точно, не в моих.

Итак, еще раз. Май-июнь ознаменовались громким скандалом – авиакомпания Metrojet (она же «КогалымАвиа», она же «Kolavia») оказалась не в состоянии обслуживать чартерные рейсы, в результате чего в российских и зарубежных аэропортах пассажирам пришлось терпеть задержки вылетов от 6 часов до суток. Естественно, они были в ярости, которую не стеснялись выплескивать на форумах и блогах, да и в общении с журналистами использовали все краски живого русского язык. Федеральное агентство воздушного транспорта («Росавиация») отреагировало оперативно, рекомендовав Федеральном агентству по туризму не иметь дел с нерадивым перевозчиком.

Спустя полтора месяца после начала безобразий, наконец, отреагировала и прокуратура. «Комсомольская правда» так осветила результаты работы надзорного ведомства: «Проблемами отпускников заинтересовались и в Московской межрегиональной транспортной прокуратуре, и в Генпрокуратуре. Там провели проверку работы авиакомпании. И выяснили, что туристы по несколько часов, и то полсуток маялись в аэропортах из-за нарушений "требовний воздушного законодательства РФ со стороны авиакомпании" и недостатков в работе Росавиации.

«Установлено, что в распоряжении авиакомпании находятся 8 воздушных судов. Однако 2 из них (Airbus A-321) с конца мая 2013 г. до настоящего времени не допущены агентством к эксплуатации и не включены в сертификат эксплуатанта. При этом авиакомпания запланировала рейсы и продала авиабилеты на перевозку пассажиров, не обеспечив достаточного количества воздушных судов с учетом их резервирования для выполнения графика полетов», - говорится на официальном сайте Генпрокуратуры.

В отношении "Колавиа" возбудили пять дел об административных правонарушениях».


Вроде бы все ясно так, что яснее некуда – авиаперевозчик во всем виноват, за что праведно обосран публикой, опущен в СМИ и наказан суровыми парнями в голубых фуражках. Вот только вчера в Интернет просочилось то самое представление надзорного ведомства за подписью заместителя генпрокурора Винниченко (см. ниже), и картина заиграла совсем иными красками. Действительно, причиной задержек рейсов (всего с существенными задержками выполнены 18% рейсов авиакомпании) стало то, что из восьми воздушных судов перевозчика два Airbas A-321-200 до сих пор стоят «на приколе», потому что «Росавиация» не допустила их к полетам. Вот тут и начинается самое интересное. Дело в том, что по закону агентство должно было рассмотреть заявки на сертификацию и вынести решение в течение пяти дней, потому как с первых чисел июня данные воздушные суда должны были приступить к перевозкам. Но чиновники «Росавиации» этого не сделали. Более того, они предъявили совершенно незаконное требование к эксплуатанту оборудовать воздушные суда датчиками обледенения, ссылаясь на некие требования Международного авиационного комитета.

 Думаете, чиновники так трогательно заботятся о нашей с вами безопасности? Как бы ни так! Дело в том, что оба авиалайнера приобретены Metrojet в лизинг в Ирландии, где они уже были должным образом сертифицированы. Поэтому согласно подписанной Россией Конвенции о международной гражданской авиации выдача сертификата летной годности осуществляется в соответствии с техтребованиями, принятыми ирландскими авиационными властями. То есть выдача российского сертификата летной годности должно было стать чисто формальным шагом.

Генпрокуратура_с1из401 001 0001










     Для тех, кто не понял сути, поясняю: пассажирское воздушное судно сертифицируется лишь единожды «по месту прописки» и этот сертификат признается всеми другими странами, иначе каждое судно пришлось бы отдельно сертифицировать во всех странах, куда предположительно могут быть выполнены рейсы, что совершенно абсурдно. По жалобе Metrojet Министрество транспорта РФ уже 31 мая ситуацию разъяснило предельно четко (см ниже). Однако чиновники «Росавиции», структурного подразделения Минтранса, продолжили прикидываться дурачками, не понимающими того, что их требования являются грубыми нарушениями российского и международного законодательства.
РазъясненияМинтранса в КА с1из2РазъясненияМинтранса в КА с2из2        И вот, наконец, какие выводы сделала Генпрокуратура: «Действия должностных лиц «Росавиации», неправомерно не включающих в эксплутатционные спецификации два экземпляра воздушного судна Airbas A-321-200, лишают авиакомпанию возможности их эксплуатации, способствуют еще большему ухудшению финансово-экономического состояния, приводят к многочисленным длительным задержкам рейсов, нарушениям прав пассажиров и влекут значительный общественный резонанс».

        Данные материалы направлены в следственные органы на предмет выявления в действиях должностных лиц «Росавиации» признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст. 293 УК РФ «Халатность».

        Теперь сравните то, как была подана эта информация в «Комсомольской правде» (см. цитату выше). Сказать, что издание все перевернуло с ног на голову – это ничего не сказать. Осталось разобраться в чем суть этого скандала. А она предельно проста: Metrojet (Колавиа) – очень небольшая компания, однако она оказывает услуги по весьма низким ценам, благодаря чему пользуется большим спросом у туроператоров. Вплоть по ноябрь этого года компания продала около 1 миллиона авиабилетов. И тем самым она причиняет сильный батхерт монополистам рынка, привыкшим драть с пассажиров, то есть с нас с вами, по три шкуры.

        Выход один – устранить с рынка нежелательного игрока, сбивающего цены. Основная роль в этом грязном деле отводится чиновникам «Росавиации», которые нагло динамят выдачу сертификата летной годности, что срывает план перевозок авиакомпании. Далее к делу подключаются СМИ, которые грамотно нагнетают истерию: мол, авиаперевозчик банкрот, пассажиры страдают, отпуск у сотен людей испорчен. «Росавиация» со своей стороны дает «добрый совет» не иметь с Metrojet никаких дел. После этого авиакомпании остается только одно – склеить ласты. А цены на авиабилеты подскочат еще выше, в этом не сомневайтесь. Теперь вы знаете, почему они запредельно растут. Вот так в РФ невидимая рука рынка орудует.

Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.