Чиновники "Транснефти" украли 4 миллиарда долларов

Загляните в свой бумажник. Может вы и не заметили, но из него пропало примерно 1 100 рублей. Не так много для каждого из нас, но эту сумму украли у каждого совершеннолетнего жителя России.

Всего, по нашей оценке, по ходу этой истории было украдено не менее 4 миллиардов долларов.

Итак. Трубопровод ВСТО. Восточная Сибирь - Тихий Океан. Протяженность - 4188 километров. По нему будут качать нефть Восточной Сибири на Дальний Восток.

Маршрут ВСТО. Фото: LJ

Огромная стройка. Одна из самых больших со времен Советского Союза. Реальный национальный проект.
Совсем недавно торжественно запущена первая очередь проекта (Тайшет-Скороводино) длинной 2694 километров. Построила всю эту красоту ОАО "АК "Транснефть". Это фактический монополист в области транспортировки нефти. 100 процентов обыкновенных акций принадлежат государству. В частной собственности могут быть только привилегированные акции (у меня, например, есть такие).

Во сколько обошлось строительство толком никто не знает. Оценки даже официальных лиц разнятся. Вот Игорь Сечин заявляет о 420 миллиардах рублей. Потом пересчитывают и говорят про 491 миллиард рублей. Потом говорят, что ВСТО надо расширять и это обойдется ещё в 170 миллиардов рублей.

Понятно, что такие неясные, но огромные цифры манят и будоражат воображение. Все, кто близки к этому сектору экономики знают - на стройке творилось нечто невообразимое. Можете проделать эксперимент и спросить у любого, связанного с нефтяным или трубопроводным бизнесов: скажи-ка дядя, а как ВСТО строили?

Я проделывал это много раз и всякий раз эффект был один: лицо испытуемого приобретало мечтательное выражение, глаза подёргивались дымкой:

- "Знаешь, Алексей, там выпилили столько, что на калькуляторе не хватит нулей, чтобы подсчитать. Меня бы туда, хоть на денек, хоть на часик - и даже мои внучатые племянники стали бы богатыми людьми".

Естественно, такая дружная реакция профессионального сообщества сподвигла меня на поиски чего-то интересного. Ведь как акционер "Транснефти" я весьма удручен размером дивидендов и уже расследуемая мною история о миллиардах на благотворительность говорит о том, что если нефтяники засылают эти миллиарды в виде замаскированных взяток в силовые структуры, значит, есть за что.

Не буду утомлять вас подробностями, коротко опишу общую логику нашего исследования. Руководителем "Транснефти" в золотой период строительства был легендарный мужчина по имени Семен Вайншток. Один из самых Эффективных Менеджеров страны.

Он сидел в компании с 1999 по 2007 годы. Отгружал бабло КАМАЗами поэтому и стал таким легендарным. Потом в Кремле решили, что долю бабло-КАМАЗов, направляемых в их сторону, нужно увеличить и поэтому Вайнштока стали сносить. А на его место заводить другого мужчину по имени Николай Токарев.

Бывший коллега и поныне друг Владимира Путина. Поскольку Вайншток платил всем вокруг, то снести его было нелегко. И в течение нескольких месяцев после своего ухода он продолжал контролировать компанию. Поэтому для зачистки Транснефти от недружественных элементов, нежелающих направлять бабло-КАМАЗы в нужную сторону, была дана Высшая Политическая Команда: провести детальную честную проверку святая святых - строительства ВСТО. Для чего и выписали Счетную Палату России, в том числе.

Проверку провели. Но было что-то в ней такое, от чего её результаты сразу засекретили. Счетная Палата свой доклад тоже скрыла, ограничившись невнятным заявлением о том, что "нарушений много, но ничего страшного".

Главный наш счетный палатчик, "настоящий офицер" Сергей Степашин таинственно сверкал очками, но хранил молчание. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: задача - найти материалы проверки.

Ну вот мы их и искали. Долго. Это было непросто. Вроде все знают, что они есть, но никто их не видел.
Периодически на всяких сайтах проходила информация со ссылкой на эти материалы, но как проверить туфта это или правда?

Скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается. Нашли мы бумаги. Не все, но важную их часть. Еще несколько месяцев ушло на то, чтобы подтвердить, что бумаги подлинные и это не подстава и не "слив". Откуда взяли - не скажу, но замечу, что как в Счетной Палате, так и в "Транснефти" работает много людей и не все они жулики.

Сегодня я представляю вашему вниманию эти документы. Они превзошли все наши ожидания. Называется это: "Материалы, подготовленные ОАО "АК "Транснефть" по запросу Счетной Палаты № ЗИ-11-03-69/11-03".

Такая объемная папочка, в которой за подписями реальных высокопоставленных сотрудников Транснефти, включенных в проверочные комиссии, сухим языком описывается: УКРАЛИ ВСЁ.

Воровали. Завышали цены. Мухлевали с подрядчиками. Потом уничтожали документы. И так далее.
Все с цифрами и фактами. Каждый раздел подписан несколькими экспертами. Весь доклад утвержден первым вице-президентом "Транснефти".

Когда я все это читал, доклад несколько раз падал у меня из рук. Только на проектно-изыскательских работах украли 10 миллиардов рублей! По сути, все подрядные организации на суперстройке были посредническими прослойками, через которые вынимали деньги.

- "Это же бомба", -
подумал я. - "После этого и Вайншток и половина руководства "Транснефти" должны были сесть так надолго и так прочно, что срок Ходорковского покажется легкой отсидкой".

Однако память вещь упрямая. И она все время напоминала мне о том, что после этого замечательной проверки Семен Вайншток пришел к известному борцу с коррупцией Владимиру Путину, который отправил его в сторону, прямо противоположную республике Мордовия, куда принято отправлять жуликов и воров.

А именно: Семен Вайншток был назначен первым руководителем вновь созданной Олимпийской корпорацией, ответственной за строительство объектов Олимпиады в Сочи. Многие очень смеялись в этот день. Впрочем руководил он недолго. Сочи - это не Восточная Сибирь, махинации найти легче, поэтому Вайншток оставил и этот пост и в настоящее время проживает в городе Лондоне, где скупил изрядную часть элитной недвижимости и Израиле, где занимается бизнесом.

Переходим непосредственно к материалам. Самые любознательные и дотошные могут скачать его на моём сайте (17,5 Мб). Посмотреть, пощупать, проверить подписи и так далее. Там несколько сотен страниц, но текст вполне читабельный.

Если есть пара свободных часов - очень рекомендую. Очень многое становится понятнее: о стране, о вертикали власти, об отважных чекистах и милиционерах, о распределении национального богатства.

Для остальных выкладываю некоторые цитаты. Еще раз обращаю внимание: это не мой доклад, это не мнение аналитиков или экспертов. Это официальные материалы компании "Транснефть", подготовленные и подписанные десятками ее сотрудников.

Фрагменты материалов, предоставленных Счетной палате Российской Федерации в 2008 году:

Завышение стоимости проектно-изыскательских работ, проводимых ОАО «ВНИИСТ» по проектам «Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Несоответствие сметной документации по строительству «Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» (далее – ТС ВСТО) требованиям задания.

Проведение торгов по выбору подрядных организаций, поставщиков оборудования, исполнителей работ для реализации проекта строительства ТС ВСТО с многочисленными и грубыми нарушениями законодательства, неправомерный отказ от торгов.

Ряд материалов выложен в блоге Алексея Навального:

Незаконное уничтожение материалов конкурсных торгов.

Ни одна из генподрядных организаций не была в состоянии выполнить строительно-монтажные работы в полном объеме и в необходимые сроки.

Например, в результате невыполнения генеральным подрядчиком ЗАО «Краснодарстройтрансгаз» своих обязательств по контрактам, ОАО «АК Транснефть» необоснованно понесла ущерб в сумме 2444 033,98 тысяч рублей.

Большинство генподрядчиков учреждено подставными оффшорными компаниями. В ряде случаев компании регистрировались на подставных лиц по поддельным подписям.

Многочисленные факты фальсификации исполнительной документации и использования подложных документов.

Отсутствие экономического смысла договоров с генподрядчиками. Все генподрядчики - прокладочные посреднические конторы.

Многочисленные нарушения, связанные со строительством нефтепровода и нефтеналивного терминала в Сковородино.

Ну и так далее. Воровали по-полной. На каждом этапе проектирования и строительства. Где же беспрецедентное следствие? Где десятки оперативно-следственных групп, разъезжающих по стране? Где сотни понурых людей, сидящих на скамьях подсудимых? Ничего этого нет. Деньги украдены. Путин нажал на кнопку и запустил проект.

Владимир Путин  запустил первую очередь ВСТО. Фото: РИА Новости

Эффективные Менеджеры довольно улыбаются. КАМАЗы с баблом по-прежнему выезжают из ворот "Транснефти" и скрываются в неизвестном направлении. Российская диаспора в Лондоне и Цюрихе прирастает людьми, недвижимостью и красными спортивными автомобилями. Россия и весь её многонациональный народ утёрлись.

Можем мы что-то с этим сделать? Можем. В любом случае мы обязаны попробовать. Мы ОБЯЗАНЫ. Потому что запланированы (или уже идут) новые мегагиперпроекты Кремля. Вот некоторые:

- на "Северный" и "Южный" потоки выделены 650 миллиардов рублей;
- на вторую часть ВСТО - 400 миллиардов рублей;
- Саммит АТЭС - 300 миллиардов рублей;
- Сколково - 100 миллиардов рублей;
- Олимпиада в Сочи - 1 триллион рублей.

И так далее. И ОНИ СНОВА ВСЕ УКРАДУТ.

Все нефтедоллары, выкачанные из нашей страны, вкладываются в грандиозные, никем не контролируемые стройки. И воровская банда снимает со всего свои жирные 35 процентов. Случай с Транснефтью уникален тем, что нам удалось найти доказательства. Документы, подписи, печати.

Используя пример Транснефти мы имеем все основания требовать: масштабного расследования, наказания виновных и принципиально иной системы контроля и прозрачности "суперпроектов".


Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.