Рейдеры допиливают исторический особняк в центре Москвы

Рейдерский захват дорогостоящей столичной недвижимости – дело в наше время обычное и даже в какой-то мере привычное. Схватки двух рейдеров за один актив случаются реже, но все же уникальными не считаются. Однако ситуация вокруг «дома Нащокина» в Москве складывается поистине беспрецедентно – ведь один из рейдеров, пытающихся захватить контроль над особняком 19 века, пользуется поддержкой министерства культуры. Второй участник схватки за недвижимость ничуть не менее культурен. Это издатель журнала «Киносценарии» и одновременно владелец художественной галереи, «прописанных» в спорном здании. Хуже всего то, что в результате этой «культурной» борьбы за недвижимость здание, помнящее Пушкина и Гоголя, могут попросту снести, построив на его месте очередного безликого монстра.

Двухэтажный домик типичного старомосковского облика приютился в самом конце Воротниковского переулка, неподалеку от Тверской улицы. Официальным его владельцем числится территориальное управление Минимущества России по Москве. Однако подлинным хозяином особнячка уже давно считается редакция журнала «Киносценарии», последние 20 лет возглавляемая Натальей Рюриковой. Кроме журналистов в этом же доме находятся художественная галерея «Дом Нащокина» и медицинский центр.

Мирное сосуществование этой троицы было недавно прервано учредителем журнала – Минкультом. Пришедшее не так давно почти полностью новое руководство министерства распорядилось передать здание Фонду кино без объяснения каких-либо причин. Как такое возможно? Оказывается, Рюрикова... сдала помещение редакции в аренду под частную галерею «Дом Нащокина». Директором этой галереи является сама Рюрикова, а ежемесячная стоимость аренды в здании рядом с Кремлем составляет около 300 рублей за квадратный метр.

Вышеупомянутый медицинский центр является субарендатором, снимающим площади (весь первый этаж здания) уже у галереи и очевидно по совсем другой цене. «Вместо того, чтобы заниматься своей прямой деятельностью — изданием журнала, Наталья Петровна предпочла сдавать в аренду здание в центре Москвы себе самой (213 м²). При этом журнал «Киносценарии» в 2012 году вообще не издавался, а в 2013-м вышло в свет два малотиражных (1 000 экземпляров) издания. На сегодняшний день практически никакого отношения к кинодеятельности редакция журнала «Киносценарии» не имеет», - грозно заявили в Минкульте и потребовали здание вернуть, а редакцию закрыть.

Но не тут-то было – госпоже Рюриковой оказалось что возразить на происки собственного руководства. В 2012 году произошла полная смена состава Министерства культуры, а 6 июня того года редакция совершенно случайно, во время сдачи бухгалтерской отчетности, узнала о том, что ГП «Редакция журнала «Киносценарии» ликвидировано. В течение нескольких месяцев на массу запросов не было получено даже формального письменного ответа. Как только закрытие журнала было аннулировано через суд, его выпуск немедленно возобновился.

Стоит напомнить, что это уже не первая попытка установить контроль над историческим зданием. Еще в 1990 году в него въехало экспериментальное производственно-творческое объединение «Тискино», учреждённое Госкино. Спустя некоторое время руководство «Тискино» пожелало выселить соседей и получить себе весь особняк. После многолетней судебной тяжбы «Дом Нащокина» признали историческим памятником, приватизации не подлежащим. Таинственные рейдеры отступили, но не сдались.

В 2012 году, вскоре после закрытия редакции, здание по Воротниковскому переулку в очередной раз могло сменить владельца. Спасло особняк лишь то, что практически сразу же началось следствие по этому делу, а в территориальном управлении Росимущества сменилось руководство, и судьба здания, явно готовившегося к продаже, опять оказалась под вопросом. Министерство культуры в это время усиленно делало вид, что не знает ни о какой редакции «Киносценариев», а в архиве не сохранилось никаких документов о его деятельности.

И вот на дворе 2014 год, и журналисты вновь получают «письмо счастья» из Минкульта. Сегодня здание опечатано, а Наталья Рюрикова снята с должности главного редактора по подозрению в коррупции. По ее словам, недавно в здание пришли люди, представившиеся нынешними хозяевами и новым руководством журнала. «Они вломились к нам в галерею, установили свой порядок и сказали, что передают здание «дома Нащокина» в безвозмездное пользование Фонду кино, у которого уже есть четыре здания в Москве, - рассказала Рюрикова. - Пока я не могу даже предположить, что будет с галереей».

Как бы ни складывались дальше отношения между госпожой Рюриковой и Минкультом, самое главное, чтобы они не отразились на судьбе самого особняка. Уже появились слухи о том, что «дом Нащокина» могут отдать под снос, чтобы построить на его месте что-то доходное. А Рюрикова на самом деле более 20 лет защищала здание от разного рода захватчиков – поэтому её уволили и попытались скомпрометировать.

«Происходит естественный для нашего времени процесс захвата помещения. Интересно наблюдать за тем, как министерство культуры уничтожает культуру. Один из весьма достойных очагов культуры в Москве, что подтверждено большим количеством посещений, и замечательных выставок, которые там проходили. Министерство культуры интересует не столько культура, сколько это здание – лакомое по своему местоположению», – уверен кинодраматург Павел Финн.

Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.