Кризис довел до Интернета

Пять ведущих газетных издательств США - Time, Condé Nast, Hearst, Meredith и газеты корпорации Руперта Мердока News Corp. - открывают общий онлайн-киоск. Их контент станет при этом платным.

В будущем эти издания могут вовсе отказаться от печатных версий, а зарабатывать будут на системе микро-платежей в своем киоске.

Причиной такого шага стал кризис, ударивший по печатным СМИ. Тенденция сокращения числа читателей традиционных, бумажных, газет и журналов на Западе наметилась еще до 2008 года. Так, в Германии тиражи газет с 1998 по 2008 год снизились усреднено на 15%, а в США - на 8-9%. Однако именно прошлогодний кризис стал для отрасли "контрольным выстрелом".

Совокупно в 2009 году расходы рекламодателей на размещение своих материалов в печатных газетах и журналах снизились по сравнению с 2008 годом на 15-20% и даже более. Только в США в 2009 году из-за падения доходов и угрозы банкротства закрылось 383 журнала. В России падение рекламного рынка оказалось даже сильнее - объем размещения рекламы в прессе в январе-сентябре 2009 года упал почти на 35-40%. Впрочем, абсолютное большинство российских СМИ на рекламе только "подрабатывает" - основу их финансовой модели составляют спонсоры и владельцы из числа олигархов и чиновников, содержащие убыточные издания.

Впрочем, некоторые пострадавшие все же есть. Так, с 15 декабря прекратится выход бумажной версии одного из старейших российских изданий - еженедельника "Компьютерра". Причины пока не раскрываются, но, возможно, они лежат также на поверхности - нехватка рекламных средств.

На Западе как способ избежать коллапса издатели ринулись в направлении монетизации контента. В этом году Руперт Мердок, корпорация которого по итогам прошлого финансового года получила свыше 200 млн. долларов убытка на фоне падения выручки в почти полтора раза (с 5,3 до 3,6 млрд. долларов), уже заявил о намерении ввести с января 2010 года плату за пользование контентом своих изданий, прежде всего, британских Times и Sunday Times, а также Wall Street Journal.

От Мердока не отстают и другие участники рынка. Германский Axel Springer AG заявил о намерении ввести плату за новости на сайтах изданий Bild и Welt. Британская Financial Times уже предложила своим читателям раскошелиться на подписку на онлайновые новости.

Сами издатели говорят, что монетизация контента - шаг вынужденный, поскольку в Интернете рекламы на всех не хватит, а злейший враг СМИ - Google и так публикует в открытом доступе свою ленту новостей, взятых, в том числе, и у "бумажных" газет и журналов. Хотя доля читателей онлайновых изданий в мире устойчиво растет, большой вопрос вызывает их желание платить деньги за информацию.

По словам Мердока в его авторской колонке в Wall Street Journal во вторник, "бесплатной работы не бывает, и мы планируем получать за наши материалы деньги".

Что будет с его медиа-империей в том случае, если читатели откажутся платить за новости, он, к сожалению, не пояснил.


Комментарии

Ваше имя:
Комментарий:
Security Image
Введите код с картинки (с учетом регистра).
Чтобы обновить изображение, кликните на нем.